Как действовать при обнаружении факта употребления спайсов
или других психоактивных веществ?
Одним из основных условий эффективной работы с несовершеннолетними, имеющими опыт употребления спайсов или любых других психоактивных веществ (ПАВ), является как можно более раннее установление факта приобщения к ПАВ. Педагог, столкнувшись с отклоняющимся от нормы поведением несовершеннолетнего, вправе предположить, что он употребляет ПАВ, особенно если этот учащийся общается с теми, кто использует психоактивные вещества.
При подозрении на употребление несовершеннолетними наркотиков следует помнить, что установление состояния наркотического опьянения является компетенцией врача, в частности психиатра-нарколога или психиатра. Taктичностъ и осторожностъ в работе с несовершеннолетними, имеющими наркологические проблемы, являются обязательным правилом, так как необоснованные подозрения в употреблении наркотических веществ могут сами по себе оказаться психотравмирующим фактором и в свою очередь подтолкнуть к их реальному употреблению. При подозрении на состояние опьянения, выражающееся в измененном состоянии сознания, двигательных нарушениях и других признаках, педагог обязан (по возможности) обратиться к медицинскому работнику образовательного учреждения и дальнейшие действия осуществлять совместно с ним. Профилактическую работу с обучающимся, у которого имеются признаки наркотического опьянения, необходимо проводить индивидуально. Публичные меры могут ухудшить социальную ситуацию для подростка, усилить его дезадаптацию.
Когда факт наркотизации установлен, необходимо определить этап наркогенного заражения.
При подтверждении приобщения несовершеннолетнего к спайсам или иным психоактивным веществам ответственный за данную работу специалист образовательной организации решает вопрос о проведении с ним профилактической или реабилитационной работы, о направлении на консультацию к специалистам в психолого-педагогический и медико-социальный центр, наркологический диспансер, территориальное учреждение социальной работы с семьями или с подростками с девиантным поведением, реабилитационный центр и др., с учетом особенностей личности учащегося и сложившейся семейной ситуации.
При приближении к достижению обучающимся 16 лет важно предупредить о наступлении уголовной ответственности за приобретение, хранение, сбыт наркотических веществ. Обратить внимание на то, что трудно доказать в ряде случаев, что обнаруженное наркотическое средство используется только для употребления (подростки могут знать, что за употребление нет уголовной ответственности). Чтобы что-то употребить, это что-то надо приобрести и какое-то время хранить. Ответственность за сбыт наркотических веществ – срок наказания 7 лет, 10 лет. Если устанавливается факт приобретения для личных нужд – срок наказания –до 2-х лет, если задержан впервые – возможно условное наказание. Подростки, зачастую не понимая этого, при задержании утверждают, что наркотик ему самому не нужен. В этом случае он будет отвечать по статье за сбыт наркотических веществ, а это более серьезные сроки наказания (более подробно см. вебинар Кащенко М.В. «Юридические аспекты профилактической работы в школах, средних специальных учебных учреждениях» на YouTube, режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=J7J5uAXUg98).
Вопросы, связанные с наступлением уголовной ответственности по достижению детьми 16 лет, следует обсудить в контексте изменения правового статуса обучающего в этом возрасте с приглашением специалистов – юристов.
На этапе первичных проб учащемуся необходимо объяснить негативные последствия наркотизации, показать, как злоупотребление спайсами и другими ПАВ может негативно отразиться на его будущей жизни. Сделать акцент на негативных последствиях для здоровья и личности (утрата интересов, желаний, способности действовать по своей воле и др.). С учетом причины первой пробы несовершеннолетнему необходимо предложить альтернативные варианты решения его проблемы, заставившей обратиться к наркотику, и показать преимущества таких вариантов. Например, если мотивы первичного приобщения носили вынужденный характер, следует обсудить с учащимся поведенческие схемы, позволяющие противостоять наркогенному давлению, и в ролевых играх отработать навыки отказа. А если при первичных пробах наркотических веществ у учащегося выявляются гиперактивные мотивы, нужно помочь ему в организации досуга: выявить круг интересов, найти клубы или секции, где могут реализоваться интересы несовершеннолетнего. На этом этапе основная задача — сформировать у несовершеннолетнего готовность отказаться от дальнейшего приобщения к ПАВ. Следует дать понять подростку: «ты отвечаешь за свою жизнь», «такой, какой она будет, зависит только от тебя», «мы выбираем здоровье», используя позитивно сформулированные утверждения. Желательно избегать императивных утверждений с частицей «не»: не пей, не кури, не употребляй наркотики.
Важно, чтобы эту работу проводил педагог, которому подросток доверяет.
Можно обсудить проблему: Хочу бросить: с чего начать?
Первый шаг – осознать серьезность своего положения, развеять мифы о безвредном употреблении курительных смесей. Необходимо понять, что:
Только при условии полного, а не формального осознания этих двух пунктов тебе можно помочь бросить курить.
Если человек волевой и устойчивый, он может попробовать избавиться от зависимости самостоятельно. Для этого потребуется:
Добровольный отказ от устойчивых привычек, как правило, не происходит сразу, а представляет собой более или менее длительный процесс, на протяжении которого человек проходит несколько этапов. На каждом из этапов человеку, меняющему свое поведение, требуется соответствующая информация и поддержка. Без учета этих психологических особенностей профилактическая работа с несовершеннолетними рискует остаться на уровне 1-го и 2-го этапов, когда закономерностей часть подростков, употребляющих ПАВ, даже не задумывается о том, что подвергает себя опасности, а другая часть, хотя и задумывается, но не предпринимает никаких шагов для изменения такового положения.
Информационные материалы по профилактике употребления спайсов
Информация о ЕГЭ и ГИА, советы, пожелания |