Советы психолога для педагогов
Эффективные техники общения с детьми
Уважаемые родители, нам порой бывает очень трудно найти со своими детьми «общий язык». Данные техники помогут вам выстроить общение с ребенком в форме диалога и достичь взаимопонимания! Главное – терпение, данные техники нацелены не на быстрый, а на долгосрочный результат!
КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНИКИ:
- Активное слушание
- Использование «Я-сообщений»
- Разрешение конфликтных ситуаций
ПРАВИЛА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ:
Если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к ребенку лицом.
Если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.
Очень важно в беседе «держать паузу».
В вашем ответе так же иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.
РЕЗУЛЬТАТ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ:
Исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка.
Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше.
Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.
- РОЛЬ «Я СООБЩЕНИй»:
Оно позволяет нам выразить свои негативные чувства в необидной для ребенка форме.
«Я-сообщение» дает возможность детям ближе узнать нас, родителей.
Когда мы открыты и искренне в выражении своих чувств, дети ставятся искреннее в выражении своих.
Высказывая свое чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение.
Например: Вы который раз зовете дочь садиться за стол. Она отвечает: «Сейчас», — и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться.
Ваши слова:
«Да сколько же раз тебе надо говорить? » или «Меня сердит, когда ты не слушаешься» — не правильны.
Я- сообщение: «Я начинаю сердиться, когда приходиться повторять одно и то же».
- ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИй:
Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
Чтобы избегать лишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.
Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.
Желаю вам успехов!